Приднестровские спецслужбы много лет похищают, пытают и сажают жителей региона за инакомыслие. Однако молдавские силовики не хотят и не могут привлечь их за это к ответственности.
Следствие без суда
Журналист RISE изучил сотни страниц из материалов уголовных дел, возбужденных молдавскими властями по статьям о незаконном лишении свободы, и похищении жителей Приднестровья.
Приднестровские силовики многие годы практикуют похищения, иногда — при содействии сотрудников правоохранительных органов из правобережной Молдовы. Это происходит на обоих берегах Днестра независимо от того, кто находится у власти в Кишиневе.
За последние десять лет по таким обращениям было возбуждено около 140 уголовных дел, но лишь 11 дошли до суда. Более того, рассмотрение по большинству из них приостановлено.
В Приднестровье похищают и под пытками заставляют оговаривать себя как оппозиционеров, так и тех, кто никак не выступает против установленного вдоль Днестра режима, поддерживаемого холдингом «Шериф».
Подробнее с историей о «Республике Шериф», а также о ее основателях Викторе Гаушане и Илье Казмалы можно ознакомиться в публикациях RISE Moldova:
«Украинские бизнес-партнеры Республики Шериф»
«Бизнес-корпорация Верховный совет»
«Потрошители приднестровского бюджета».
____
Большинство из тех, кто смог бежать от правового произвола в Приднестровье, перебираются в правобережную Молдову. Однако и на контролируемой Кишиневом территории им угрожает опасность.
Наталья ЦУРКАН, адвокат, правозащитник из Кишинева:
«Представители неконституционных структур безнаказанно передвигаются по территории страны и похищают граждан, а затем увозят их на неподконтрольную властям территорию и заключают их там под стражу. При этом нерешительные действия молдавских правоохранительных органов неэффективны. Хотя руководители незаконных структур широко известны, виновных не привлекают к ответственности. Таким образом бездействие поощряет дальнейшие похищения и пытки в отношении граждан».
Похитители ищут себя
27 июля 2018. На трассе между Кишиневом и Леушенами молдавские полицейские останавливают автомобиль, за рулем которого находится Геннадий Кузьмичев, — экс-глава т.н. МВД Приднестровья, публичный и активный критик шерифовского режима. В машине также находится его дядя.
Полицейские просят Кузьмичева выйти из автомобиля, вскоре после этого к ним подъезжает внедорожник, из которого выбегают люди в масках. Они избивают бывшего министра, заталкивают его в свою машину и увозят.
Кузьмичева вывезли в Тирасполь, где он был жестоко избит. Позднее, после закрытого судебного процесса, проходившего прямо в тюрьме, его приговорили к 13 годам лишения свободы по обвинению в контрабанде. С 2018 его содержат в одиночной камере.
По словам защитников Кузьмичева, к нему не пускают квалифицированных врачей по его выбору, хотя у него обострились хронические заболевания, а родственники готовы оплатить услуги медиков. Условия содержания Кузьмичева адвокаты приравнивают к пыткам. По словам адвоката, в тюрьме какой- то медик есть, который давал Кузьмичеву какие-то таблетки, но «он боится их пить, так как после их принятия ему было плохо».
У Кузьмичева есть гражданство России и Молдовы. Кишиневских юристов к нему не пускают, им даже не разрешают подписать соглашение на защиту прав: адвокату Наталье Цуркан около года не удается получить в Тирасполе право на участие в судебном процессе и ознакомиться с приднестровским приговором бывшему министру.
«О том, что его приговорили, мы узнали из СМИ. Делу Кузьмичева был присвоен гриф “секретно”. Поэтому даже адвокату из Тирасполя было запрещено делать копии документов дела, что крайне затрудняло осуществление защиты», — рассказывает Наталья Цуркан.
По ее словам, власти самопровозглашенной ПМР регулярно читают и цензурируют корреспонденцию Кузьмичева, некоторые письма юристов до него не дошли. Верно и обратное: со слов Цуркан, из восьми писем, отправленных ей заключенным, пропустили лишь одно.
Из письма адвоката Натальи Цуркан в адрес правоохранительных органов и зарубежных посольств в Молдове (от 4 августа 2021 года): «При похищении 27.07.2018 применялись спецсредства в виде газового баллончика и наручников, физическое насилие в виде длительного нанесения ударов в область головы. Со слов родственников Кузьмичева Г.Ю. с момента похищения он подвергается пыткам в различных формах со стороны сотрудников МВД непризнанного Приднестровья, администрации СИЗО и Тюрьмы-1».
СМИ Приднестровья сообщали, что Кузьмичев был «задержан в рамках совместной спецоперации МВД Молдавии и спецслужб Приднестровья».
В Кишиневе адвокаты требуют эффективного расследования уголовного дела по фактам похищения его в правобережной Молдове и последующего лишения свободы в районах, неподконтрольных конституционным властям. Дело три года не сдвигается с мертвой точки, за это время расследование трижды приостанавливали: следователи утверждают, что не могут найти «лицо, которому может быть предъявлено обвинение, не установлено».
Примечательно, что несколько лет подряд следственная группа по делу похищения Кузьмичева состояла из полицейских пятого отдела Национального инспектората расследований Молдовы (подробности: ЗДЕСЬ). Сотрудников этого подразделения после смены власти Генпрокуратура обвинила в соучастии в похищении Кузьмичева.
О том, как сотрудники МВД Молдовы систематически занимались прослушкой молдавской оппозиции, журналистов и гражданских активистов мы рассказывали ранее в расследовании «Министерство прослушек»
Полицейские и прокуроры с приднестровским гражданством
Бывший житель Приднестровья Петр Мустя был помощником оппозиционного приднестровского политика, лидера местных коммунистов Олега Хоржана. С 2017 года Мустя вынужденно проживает в Кишиневе. В правобережную Молдову он перебрался после того как несколько месяцев провел в тираспольском следственном изоляторе.
Согласно открытому письму Мусти от 2018 года, ему инкриминировали присвоение ноутбука в бытность его в 2014-м приднестровским чиновником.
После бегства в Кишинев молдавская прокуратура возбудила уголовное производство по статье о незаконном лишении свободы, совершенном двумя или более лицами.
Расследование дела Мусти, как и других оппонентов приднестровского режима, неоднократно приостанавливали. Официальная причина была такой же, как и в деле Кузьмичева: следователи не смогли найти подозреваемого, который «пропал, скрываясь от следствия».
Перепроверяя данные о различных пострадавших от репрессий приднестровского режима журналисты RISE Moldova обнаружили у некоторых молдавских офицеров приднестровские прописки и паспорта граждан непризнанной ПМР. В целях безопасности мы решили пока не называть их фамилии.
Между тем, в Службе информации и безопасности Молдовы (СИБ) официально подтверждают наличие у некоторых офицеров приднестровского гражданства.
Из ответа СИБ: По данным службы на 2020 год, в государственных органах Республики Молдова работали 158 человек, которые одновременно имели и гражданство Приднестровской республики. Из них 119 были сотрудниками правоохранительных органов. «Большинство граждан осуществляли деятельность в территориальной зоне городов/районов Бендеры, Резина, Рыбница и Флорешты».
Расследованием дела Мусти, как и дел некоторых других политических беженцев, занимается Бендерский комиссариат полиции. Расположен в Бендерах, через дорогу от местного управлений приднестровской милиции: в городе одновременно действуют органы как конституционной (молдавской) власти, так и самопровозглашенной республики.
Прокуратура и полиция неоднократно отказывала некоторым пострадавшим, требовавшим перенести расследование их дел из Бендер в Кишинев. В частности, МВД Молдовы инициативу Петра Мусти о переводе дела из Бендер в Кишинев расценивает как вмешательство в работу следствия. Подробности: ЗДЕСЬ
При этом прокуратура и полиция Молдовы периодически отправляет Мусте письма с ответами не по адресу его фактического проживания в Кишиневе, который он предоставил силовикам. Вместо этого корреспонденцию с подробности из его дела периодически отправляют по адресу прописки Мусти — в Рыбницу, то есть на территорию, подконтрольную сепаратистской администрации.
В МВД и прокуратуре подтвердили, что дела о похищениях и лишении свободы в Приднестровье распределяются на расследование, как правило, туда, где прописан потерпевший.
Из ответа МВД Молдовы: «Уголовное расследование проводится в секторе где было совершено нарушение или, по решению прокурора, в секторе где обнаружено нарушение, либо где находится подозреваемый, обвиняемый или большинство свидетелей. Если место совершения преступления неизвестно, уголовное расследование проводится следственным органом в поле деятельности которого обнаружено правонарушение либо расположено место жительства подозреваемого, обвиняемого». Подробности: ЗДЕСЬ
Семь лет за жалобу
Мустя, вначале сообщивший о готовности прокомментировать ход своего уголовного дела, открытого в Молдове, незадолго до выпуска этой статьи отказался от каких-либо комментариев и любого общения с журналистами RISE.
Вероятно причиной этого стало возможное ужесточение уголовного законодательства Приднестровья, позволяющего наказывать всех, кто обращается «за рубеж» с жалобами на местных силовиков и даже просто общается с журналистами.
Из проекта новой статьи в приднестровском уголовном кодексе о том, за что жителей Приднестровья намерены наказывать лишением свободы на срок до семи лет. Эти действия в УК будут прописаны так: «Призывы, обращенные к иностранному государству, в том числе с использованием средств массовой информации или глобальной сети Интернет, о привлечении к ответственности должностных лиц органов государственной власти и управления, местного самоуправления Приднестровской Молдавской Республики, за действия и решения, принятые в связи с осуществлением служебных полномочий либо исполнением обязанностей по должности, если такие призывы совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекли тяжкие последствия».
Автор поправок, глава прокуратуры Приднестровья Анатолий Гурецкий, под тяжкими последствиями понимает следующее: «производство органами власти иностранных государств следственных и процессуальных действий, применение любых обеспечительных мер и мер пресечения в отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи, по возбужденным уголовным делам и иным досудебным производствам, а равно иные тяжкие последствия». Подробности: ЗДЕСЬ
Инициативу в приднестровском парламенте зарегистрировал 15 февраля Вадим Красносельский, глава администрации региона. В пояснительной записке уточняется, что любое опротестование «за рубежом» действий местных органов власти или силовиков «должно расцениваться как вмешательство в их деятельность и грубое нарушение интересов правосудия, государственной и муниципальной службы».
Сам Красносельский, как писал ранее RISE, с 2007 по конец 2014 года был объявлен Молдовой в международный розыск. При этом путешествовал по миру через украинскую границу, используя украинский паспорт, не поддельный и выписанный на его имя. Так же поступал и бывший глава КГБ непризнанной ПМР Владимир Антюфеев, впоследствии возглавивший спецслужбу другой самопровозглашенной республики — Донецкой народной.
Вне международного законодательства
Если Мусте повезло избежать длительного заключения в Приднестровье, более заметному Олегу Хоржану повезло меньше. Глава оппозиционной коммунистической партии Приднестровья Олег Хоржан в 2018-м был приговорен тираспольским судом к четырем с половиной годам колонии за стычку на митинге с приднестровскими силовиками — он, по версии следствия, сорвал погоны с сотрудника милиции.
В июне 2020 года Высшая судебная палата Молдовы объявила незаконным его лишение свободы неконституционными властями Приднестровья. Однако Хоржан до сих пор находится в заключении, а администрация сепаратистов решение верховного суда Молдовы исполнять, очевидно, не собирается.
Юрист из молдавской правозащитной организации Promo-lex Павел Казаку уверяет, что «за преступления, совершенные на левом берегу Днестра, никто не наказывается, а жертвы преступлений не восстанавливаются в правах».
Его организация ведет дела около сотни человек, пострадавших от приднестровских силовиков. Казаку подтверждает: «самым большим препятствием в нелегком процессе продвижения и соблюдения прав человека в приднестровском регионе является существование такого феномена как безнаказанность».
Павел Казаку, юрист-правозащитник из Promo-lex:
«Из общего количества около 100 дел, которые ведет Ассоциация Promo-LEX (по ним проходит более 2000 пострадавших), только два дела были направлены в суд, и лишь по одному из них вынесен обвинительный приговор, обвиняемый находится в заключении, но обжалует решение».
Promo-lex ежегодно публикует список приднестровских чиновников, политиков и работников юстиции, роль которых в нарушении прав человека в Приднестровье подтверждена по итогам вердиктов в ЕСПЧ.
В свою очередь представитель Тирасполя в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию Виталий Игнатьев пояснял, что незаконное лишение людей свободы и жестокое обращение с задержанными в регионе – «аспект [который] является внутренним делом Приднестровья и не относится к сфере взаимодействия представителей по политическим вопросам»…
Автор: Владимир ТХОРИК
Содействие оказали: Александра ТИТОВА, Арген КАМАЛДИНОВ, Мария ТУЗЛОВА
Факт-чекер: Думитру БАЧУ
Редакторы: Николае КУШКЕВИЧ
Переопубликование статей с www.rise.md допускается, но объемом не более 1000 символов. В обязательном порядке необходимо цитировать источник и автора информации, а в случае переопубликования информации веб-порталами необходимо проставлять и прямую гиперссылку на цитируемую на rise.md статью. Полное переопубликование возможно только при условии соглашения, заключенного с RISE Moldova. Материалы on-line платформы www.rise.md защищены Законом №139 об авторском праве и смежных правах, а также Деонтологическим кодексом журналиста Республики Молдова.
Данный материал был подготовлен RISE Moldova при поддержке National Endowment for Democracy (NED) в рамках проекта «Fostering Accountability through Investigative Journalism», реализуемого RISE Moldova. Мнения, изложенные в настоящей публикации, принадлежат исключительно автору и не обязательно отражают позицию NED. Учреждения-доноры никоим образом не влияют на тематику и содержание публикуемых материалов.
Другие материалы по теме:
ГЕНЕРАЛЫ БЕЗ ГРАНИЦ: КАК УКРАИНСКИЙ ПАСПОРТ СПАСАЛ ПРИДНЕСТРОВСКИХ ТОПОВ ОТ МОЛДАВСКОГО РОЗЫСКА
ПРЯМАЯ СВЯЗЬ: ФСБ МОГЛА ПРОСЛУШИВАТЬ УКРАИНУ ЧЕРЕЗ ФИРМУ ПРИДНЕСТРОВСКОГО ОЛИГАРХА
УКРАИНСКИЕ БИЗНЕС-ПАРТНЕРЫ РЕСПУБЛИКИ ШЕРИФ