Две малоизвестные приднестровские фирмы, «Алви групп» и «Дуфримол», экспортировали более 300 фур яблок и слив в Российскую Федерацию на основании фиктивных фитосанитарных сертификатов. Согласно документам, полученным журналистами RISE Moldova, в большинстве сертификатов о происхождении продукции указано левобережное село Катериновка, в котором в реальности нет плодоносящих фруктовых садов. Ко всему, одна из фирм за считанные месяцы вошла в топ-20 крупнейших налогоплательщиков Приднестровья, выплатив в бюджет непризнанной республики около $1 млн.
300 фур для России
В июле 2014 года Российская Федерация ввела эбмарго на импорт молдавских овощей и фруктов на свою территорию. В феврале 2015-го Россельхознадзор решил в качестве эксперимента разрешить ввоз яблок нескольким компаниям с правого берега Днестра и всем фирмам, зарегистрированным в приднестровском регионе . В этот период на рынке экспортеров и появились две приднестровские компании — «Алви групп» и «Дуфримол» с юридическим адресом в селе Катериновка Каменского района.
Согласно информации, полученной в таможенных базах данных, с начала августа по начало сентября 2015 года упомянутые компании экспортировали более 300 фур с яблоками и сливами. Подробности: ЗДЕСЬ
В большинстве документов, выданных Национальным агентством по безопасности пищевых продуктов (НАБПП), обозначено, что продукция произведена в Катериновке — селе, где нет фруктовых садов. Это происходило в то время, когда главным фитосанитаром Молдовы был Александру Чобану, уволенный с этого поста после расследования RISE Moldova, в котором журналисты раскрыли схему по выдаче фитосанитарами пакетов документов на две фуры несуществующих фруктов для экспорта в Россию. Подробности: ЗДЕСЬ
Идите в сад
В конце лета 2015 года ООО «Алви групп» и «Дуфримол» получили от НАБПП фитосанитарные сертификаты на экспорт фруктов в Российскую Федерацию. Среди документов, представленных фитосанитарным инспекторам, есть два письма на бланке главы администрации (примэрии) села Катериновка, которые подтверждают, что данные предприятия владеют в этом селе более 1300 гектарами яблоневых и сливовых садов.
Однако данные примэрии Катериновки противоречат информации так называемого министерства сельского хозяйства и природных ресурсов Приднестровья. Согласно официальному ответу министерства, в Катериновке нет садов, а во всем Каменском районе общая площадь садов составляет всего 385 гектаров — в три раза меньше площади, указанной в письме. Подробности: ЗДЕСЬ
В соответствии с законодательством, прежде чем выдать фитосанитарный сертификат, инспектор НАБПП должен проверить сад, в котором выращена продукция, предназначенная на экспорт. Одним из ответственных за проверку садов в Каменском районе, по внутреннему регламенту НАБПП, значится Константин Охотский — фитосанитарный инспектор Флорештского района.
— Я не был в том селе. Там вообще нет садов, и, соответственно, мне там нечего проверять. «Алви групп» и «Дуфримол» ко мне не обращались, и я даже ничего не слышал об этих компаниях, — пояснил Охотский в беседе с журналистом RISE.
Распишитесь и получите
Один из фитосанитарных документов, выданных на экспорт фруктов «Алви групп», был подписан Антониной Ончану, начальником карантинного отдела кишиневского подразделения НАБПП. (Подробности: ЗДЕСЬ) Сама Ончану в разговоре с журналистом RISE признала, что выдавала фитосанитарные сертификаты, однако, по ее словам, она «действовала в соответствии с законом». Сообщить более подробную информацию представитель НАППБ отказалась.
В настоящее время Ончану находится под следствием по делу о коррупции, в рамках которого несколько сотрудников НАБПП подозреваются в выдаче документов для молдавской сельхозпродукции, предназначавшейся на экспорт (в основном яблоки), которые в конечном итоге были использованы для реэкспорта продукции из других стран. Подробности: ЗДЕСЬ
Василе Руссу, заместитель кишиневского управления НАБПП и руководитель Антонины Ончану, также признал, что его подчиненные выдавали сертификаты на экспорт фруктов, принадлежащих фирме «Алви групп». Фитосанитар уверяет, что это было сделано на основании документов, выданных местными органами власти.
— Собственно, проверку сада должны проводить специалисты из приднестровского региона. Нам был представлен сертификат из примэрии, с печатью и подписью. Мы не можем проверить подлинность [документа] и не имеем права выезжать на само место. Это не в нашей компетенции, — говорит Руссу.
В свою очередь, глава сельской администрации Катериновки Сергей Ягожинский утверждает, что никаких сертификатов для компаний «Алви групп» и «Дуфримол» он не выдавал.
— Подпись на тех документах не моя. Я не выдавал сертификатов. Вы можете провести графологическую экспертизу. И садов у нас в селе никаких нет. У нас были яблоневые сады, но в прошлом, — сообщил Ягожинский в беседе с одним из авторов этой статьи.
Кстати, в распоряжении RISE находится и другое письмо примара Ягожинского, датированное 12 января 2016 года, которое было адресовано одному фитосанитарному инспектору из Резинского района. В нем подпись главы администрации Катериновки отличается от той, что использовалась в письмах, предоставленных компаниями «Алви групп» и «Дуфримол».
«Алви групп» была учреждена в феврале 2015 года жителем села Катериновка Евгением Чекаем. Согласно данным так называемого министерства финансов Приднестровья, на начало октября 2015 года данная компания вошла в топ-20 лучших налогоплательщиков, пополнив бюджет региона на 11 млн. приднестровских рублей (около $1 млн.). По этому критерию «Алви групп» обогнала многие местные компании, в том числе спорткомплекс «Шериф» и «Тираспромстройбанк». Подробности: ЗДЕСЬ
Dufremol в партнерах не значится
Второй компанией, задействованной в схеме по экспорту из садов-фантомов, является «Дуфримол». Она была создана в июле 2014 года с юридическим адресом в селе Подоймица Каменского района и на момент основания называлась «Агрокультура». Первым руководителем и основателем компании был Сергей Формусатий.
13 февраля 2015 года Формусатий переименовывает компанию в «Дуфримол», а через три недели ее собственником становится все тот же Евгений Чекай. Тогда же фирма меняет и юридический адрес – им становится дом Чекая в Катериновке. Впоследствии компанию возглавил некий Валерий Скрипник, однако адрес фирмы остался прежним — катериновским. Подробности: ЗДЕСЬ
Важно отметить, что название «Дуфримол» созвучно с брендом группы Dufremol другого молдавского предпринимателя, Илана Шора. Однако его представители в беседе с журналистом RISE Moldova заверили, что «никаких отношений с данной компанией, с их представителями, у Dufremol не было».
— Dufremol зарегистрирована в Республике Молдова и никогда не собиралась вести какую-либо деятельность на территории непризнанной Приднестровской Молдавской республики, — сообщила представитель Шора.
Дома «миллионера»
Репортеры RISE отправились в Катериновку, чтобы побеседовать с Чекаем. Местные жители удивлялись, слыша, что мы ищем «бизнесмена Евгения Валентиновича Чекая». По их словам, «у Сережи нет постоянной работы» и проживает «миллионер» в скромном доме.
— Женя (Евгений Чекай. — Прим. RISE) — бизнесмен?! Я его давно знаю. Он обычный парень. Несколько дней назад я видел его в селе. Он с другими рабочими копал траншею для водопровода. Умеет еще штукатурить и красить. Других способностей за ним никто не замечал, — рассказал нам дежурный сельсовета Катериновки Александру Сливка.
Мужчина взялся проводить нас к дому Чекая, в котором прописаны две компании — «Алви групп» и «Дуфримол». Двор катериновского «бизнесмена» зарос сорняками, каменный забор частично разрушен. Через окно в доме виден лишь старый диван и раскиданный по полу чеснок.
От односельчан Чекая удалось узнать, что в действительности он проживает в соседнем селе Рашков, откуда родом его жена.
Но и дом в Рашкове, ветхий и с несколькими разбитыми окнами, также не напоминает жилище бизнесмена. Здесь мы встретили Светлану, скромно одетую женщину, которая представилась супругой Чекая. «Жени не было дома около месяца», — сказала она.
Евгения Чекая мы нашли только по телефону. В декабре 2015-го с ним связался журналист RISE, который представился предпринимателем, желающим зарегистрировать офис компании по адресу его дома, а также получить такой же сертификат, который примар Катериновки якобы выдавал фирмам «Алви групп» и «Дуфримол».
Журналист: Вопрос какой: мы у примара сможем сделать еще одну справку (о том, что в собственности на территории Катериновки есть сады. – Прим. RISE)?
Чекай: Конечно, сможем.
Журналист: Кто у вас сейчас там?
Чекай: У нас Ягожинский.
Журналист: Он что, остался и после выборов?
Чекай: Остался, он пожизненно – как президент. Наверное, надо убирать уже…
Журналист: Нормальный мужик, если подписывает. Он же вам в августе подписал, да?
Чекай: Да, куда он денется. Жить-то хочется…
Владимир ТХОРИК (RISE Moldova, Кишинев), Елена ДОРОШЕНКО (Медиа-центр, Тирасполь)
Расследование опубликовано в рамках программы тренингов «RISE Investigative Journalism», реализованной RISE Moldova при финансовой поддержке Бюро по демократии, правам человека и труду Государственного департамента США.