6/05/2016

Накануне Пасхи жители коммуны Вэлчинец Окницкого района узнали, что около гектара действующего сельского кладбища перешло в частную собственность. Как выяснили журналисты асссоциации репортеров-расследователей RISE Moldova, сделка по продаже земли, в которой покоятся около тысячи усопших, состоялась еще в 2010 году, и с тех пор у погоста сменилось несколько владельцев.

Всего ушло с молотка более 40 гектаров
Чтобы выяснить обстоятельства перехода кладбища в частные руки, журналист RISE отправилась в Вэлчинец.

Как оказалось, и нынешние сельские власти не много знают об осуществленной в 2010 году сделке, несмотря на то, что тогда примэрия продала три лота земли общей площадью 42 гектара (Подробности: ЗДЕСЬ). В документах указывалось, что это земля из резервного фонда примэрии. Примерно половина территории кладбища, переданной в частные руки, расположена на самом большом лоте площадью 24,5 гектара.

rise-md-doneaza-yellow-ruПримар коммуны Вэлчинец Виктор Когут уверяет, что ни он, «ни нынешний землеустроитель коммуны не знали, что этот участок земли продан».

Выяснилось это в апреле нынешнего года, когда местные жители начали приходить в примэрию, чтобы рассчитаться за свои приусадебные участки, и столкнулись с тем фактом, что земля больше не является их собственностью. Иными словами, кроме кладбища без ведома местных жителей были проданы три лота земли из земельного фонда площадью 42 гектара, на которых располагались и приусадебные участки, находившиеся в собственности местных жителей, — рассказал Виктор Когут.

Нынешний землемер села Вэлчинец Василий Филипчук также уверяет, что под видом земли из резервного фонда продали не только около половины кладбища, но и порядка 20 приусадебных участков.

Проданы, в том числе, и огороды местных жителей, то есть частная собственность, — уверяет Филипчук.

Его однофамилец, Иван Филипчук, проработал в Вэлчинец землемером с 2003 по 2012 год. После того как автор статьи показала ему документы с его подписью, среди которых были и бумаги, свидетельствовавшие о продаже лота земли в 24,5 гектара, Иван Филипчук заявил, что «видит и держит документы о продаже земли впервые».

Я только по слухам знаю, что эта земля была продана. Я, как действующий в 2010 году землеустроитель, не принимал участия ни в замерах, ни на заседаниях сессии примэрии коммуны Вэлчинец, где рассматривались вопросы формирования, продажи этого земельного участка (24 гектара, включая примерно гектар, на котором расположено кладбище. – Прим. RISE). Я вообще не был в курсе того, что участки формируются, объединяются, передаются в частные руки. А ведь я, как землеустроитель, был в то время и председателем земельной комиссии… Эта купля-продажа при мне не рассматривалась, и это совершенно точно!, — открещивался бывший землемер.

Экс-примар: «Примэрия хорошо заработала»
Бывший глава коммуны Вэлчинец Петр Гроссу, подпись которого стоит в документах о купле-продаже лота земли в 24,5 гектара, где расположено и кладбище, сваливает вину на бывшего землемера Филипчука. Тот, по его мнению, «обязан был проверить, какие земли расположены на продаваемом участке».

Я не знаю, как кладбище оказалось в частной собственности. Филипчук в курсе продажи, ведь он готовил и основной пакет документов для регистрации в «Кадастру». Я помню, что тогда продали несколько больших участков земли некой молдо-американской компании, которая хотела разрабатывать здесь карьер. Это была земля публичного пользования — в основном необрабатываемые пустыри и овраги. Примэрия тогда хорошо заработала — около полумиллиона леев. Даже после моего ухода с должности примара в 2012 году в бюджете села осталось более 100 тыс. леев с продажи, — сообщил Петр Гроссу.

Была бы возможность, продали бы еще раз

Нынешний землемер Василий Филипчук уточняет, что «в частную собственность перешло 70 соток кладбища».

Трудно сказать точно, сколько могил на нем расположено, но примерно тысяча захоронений там есть. Я считаю, что ответственность за ту сделку должна нести примэрия, продававшая землю, — говорит Филипчук.

Советник коммуны Виталий Чумак председательствовал в 2010 году на одном из собраний сельского совета, где принималось решение о подготовке документов для выделения земли из резервного фонда и последующей ее продажи. По его словам, «никто законов не нарушал, поскольку проданная земля непригодна для обработки, а деньги получены примэрией».

Если бы была возможность продать землю еще раз, я бы рекомендовал продать ее еще раз. Это же непродуктивная земля. Такой еще полно вокруг села. А то, что часть кладбища перешла в частную собственность, это ошибка бывшего землеустроителя села, — уверяет Чумак.

Американские инвестиции в молдавский «песок»
Первым покупателем нескольких лотов земли общей площадью более 42 гектаров стала молдо-американская компания IM Hermesprom Limited SRL.

Согласно документу, попавшему в распоряжение RISE Moldova, за лот в 24,5 гектара (где расположено около гектара кладбища) новый владелец заплатил более 221 тыс. леев.

При заходе на сайт Hermesprom Ltd. можно найти описание компании, где говорится, что фирма «является ведущим молдавским производителем кварцевого песка».

«Все права на разработку и обогащение кварцевого песка из Кодрянского месторождения (возле коммуны Вэлчинец. – Прим. RISE Moldova) принадлежат компании Hermesprom Ltd. Также компания имеет собственную производственную базу, расположенную в свободной экономической зоне на берегу реки Днестр», — значится в представлении фирмы.

По данным Регистрационной палаты Молдовы, 99% долей компании Hermesprom Limited, открытой в 2009-м и купившей в 2010 году три лота земли в 42 гектара, включая лот, где расположено кладбище коммуны Вэлчинец, владеет гражданин США Валерий Третьятченко, а еще 1% принадлежит гражданину Республики Молдова Александру Мусиенко. Подробности: ЗДЕСЬ.

Кроме упомянутой фирмы на имя Третьятченко, в Молдове не зарегистрировано больше ни одной компании. Тем не менее еще в 2010 году на человека с такой же фамилией и именем была открыта фирма во Флориде (США) под тем же названием, – Hermesprom. Неактивна с 2012 года.

Согласно международным реестрам компаний, Третьятченко обозначен в американской фирме как директор, а совладельцем числится гражданин США Алексей Круглов. Телефон и email Круглова в качестве вице-президента размещены на упомянутом сайте с информацией об описании молдо-американской компании.

Еще по одному и тому же юридическому адресу флоридской компании в ноябре 2015 года Третьятченко открыл фирму American Invest Capital.

Мы дозвонились до Валерия Третьятченко (его молдавский номер мобильного указан на сайте компании), и, как оказалось, американский инвестор отлично говорит по-русски. Позже выяснилось, что 50-летний Валерий Третьятченко родом из Республики Молдова, получил и гражданство США.

«Американский» инвестор отказался раскрывать детали покупки 24 гектаров земли у примэрии села Вэлчинец. Сказал лишь, что до сих пор считает землю своей собственностью, а ее «отобрали мошенники». Услышав, что на его участке расположено сельское кладбище, Третьятченко передал трубку другому мужчине, назвав его юристом. Тот представился Русланом Пушкаш и потребовал доказательств того, что фирма Третьятченко приобрела сельский погост.

Пушкаш отказался подтверждать и информацию о том, что на участке, где расположен сельский погост, его «клиент» планировал разрабатывать карьер по добыче песка.

Маковецкий: «Я готов продать эту землю хоть завтра»
Есть и третий совладелец лота в 24,5 гектара земли, на котором расположена часть территории кладбища. Это индивидуальное предприятие «Маковецкий Алексей», которым владеет житель Кишинева по такой же фамилии и имени.

Алексей Маковецкий, нынешний владелец земли:

Земля мне досталась в счет долгов от АО «Бетон» из города Атаки, которое было вторым владельцем земли. Участок я взял, так как ничего другого мне не могли предложить в счет долга. Но никто не знал, что там находится и кладбище. По требованию нынешней сельской власти я уже вернул примэрии участок с кладбищем. Вернул территорию площадью более 1 гектара. Причем передал обратно даже больше, чем просили, — чтоб хватило и для последующих захоронений. Некоторые сельчане начали сочинять небылицы, дескать, я уже собираюсь выкапывать мертвых. Не хочу обсуждать подобные глупости. По большому счету, земля там ничего не стоит, поскольку из-за оврагов и каменистости почвы ее тяжело обрабатывать. Если найдется покупатель, я готов продать эту землю хоть завтра, — заверил нынешний собственник «кладбищенской» земли Алексей Маковецкий.

Наталья ЗВАРИШ (Nord-info, Единцы), Владимир ТХОРИК (RISE Moldova)

КОММЕНТИРУЙ ЭТУ СТАТЬЮ