29/08/2022

В Хынчештах четыре городских начальника обзавелись участками земли на краю местного лесного массива. Это произошло в 2018 и 2019 годах. Каждый из них выкупил у примэрии по полгектара земли сельскохозяйственного назначения. При этом муниципальный бюджет особой выгоды от сделки не почувствовал, поскольку участки были проданы по символической цене – около 10 тысяч леев за каждый.

Во второй части расследования RISE Moldova рассказывает, кем являются начальники [нынешние и бывшие] из Хынчешт, которые за небольшие деньги завладели зеленой зоной.

Квартал начальников

Квартал начальников

РАЙОН НЕ ДЛЯ ВСЕХ
В июне 2018 года решением Хынчештского муниципального совета было создано пять земельных участков сельскохозяйственного назначения по 49 соток каждый. Через четыре месяца первые три лота были выставлены на торги.

Спецтехника расчищает дорогу к кварталу начальников

Один участок приобрел Руслан Маху, приближенный семьи примара Хынчешт, о котором мы писали в первой части расследования – «Сделки с недвижимостью в Хынчештах: Посредник». Примечательно, что по итогам замеров Маху досталось всего 40 соток из 49, указанных в документе.

Позже были проданы и другие участки.

Соседи возвели одинаковые металлические заборы, дабы скрыть свои владения от любопытных глаз. Они проложили дорогу, некоторые благоустроили прилегающие территории, а некоторые заасфальтировали даже дворы. Зимой 2021 года на видео была заснята спецтехника, расчищающая сельскохозяйственную дорогу, которой пользуются только владельцы земельных участков и которая не связана ни с одной из общественных дорог.

На Западе земельные участки примыкают лесному массиву, а на Востоке открывают панорамный вид на Хынчешты.

Несмотря на то, что это земля имеет сельхозназначение и в этом случае закон позволяет строительство только сельскохозяйственных построек, на участках уже красуются два жилых дома.

НАЧАЛЬНИК СИБа
Вторым, кто получил землю в этой зоне, был занимавший на тот момент должность начальника Хынчештского территориального управления Службы информации и безопасности (СИБ). Анатолий Морару и его супруга Ольга Буймистру заключили договор о купле-продаже 49 соток в ноябре 2018 года. Полгектара земли рядом с лесом, выставленные на аукцион месяцем ранее, обошлись им в десять тысяч леев. Примэрия оценила его в 8600 леев, поэтому на аукционе получила на 1400 леев больше начальной цены.

Земля семьи Морару-Буймистру

На 49 сотках супруги Морару-Буимистру проложили дорогу, заложили небольшой фруктовый сад и виноградник и установили несколько ульев.

Однако это не единственная земля, которую семья бывшего главы СИБ купила у примэрии Хынчешт.

Участки в парковой зоне
В январе 2021 года муниципальные власти продали Морару еще 0,02 гектара земли. На этот раз участок был предназначен для строительства, и, к тому же, имел еще более удачное расположение. Две сотки граничат с Хынчештским парком, откуда владельцу открывается вид на муниципальное озеро – место досуга горожан. В протоколе аукциона по этому земельному участку указано, что лот был продан с аукциона еще в 2017 году за 29 тысяч леев, но договор купли-продажи был подписан спустя три года.

Место, где расположен участок. Фото: RISE Молдова

Годом ранее, в 2020-м, в непосредственной близости от новоприобретенной земли семья Буймистру-Морару продала другой участок площадью 0,066 гектар. Речь идет о земле, которую они приобрели напрямую у примэрии в 2009 году за 66 тысяч леев.
Ольга Буймистру работает медсестрой в Хынчештах и в 2018 году она была премирована примаром Александру Ботнарем. В соцсетях супруги Ботнарь появляются на фото вместе с Ольгой Буймистру на одном из семейных мероприятий.

Ольга Буймистру с семьей Ботнарь. Фото: ok.ru

Мы попытались найти Анатолия Морару, который на сегодняшний день уже не работает в СИБе. Мы связались с его женой в Фейсбуке. Даже не узнав, о каком именно участке мы хотели бы поговорить с ее мужем, женщина нам ответила: «Я не могу дать вам контактные данные моего мужа, потому что я вас не знаю. Что касается расследований по поводу земли, купленной нашей семьей (если вы действительно журналист), сообщаем вам, что она была приобретена на аукционе, организованном местной публичной властью 4-5 лет назад. Мы поддерживаем ваши действия, но, пожалуйста, уважайте право на частную и семейную жизнь».

НАЧАЛЬНИК КАССЫ СОЦСТРАХОВАНИЯ ХЫНЧЕШТ
Соседями начальника СИБа справа были София Дамиан, глава Хынчештской Территориальной кассы социального страхования (ТКСС), вместе с мужем Валериу Дамианом, бывшим муниципальным советником Хынчешт. Супруги Дамиан тоже купили 49 соток земли, участвуя в аукционе в один день с Морару и Маху. За свою землю Дамиан заплатили 9600 леев, что даже 400 леев меньше, чем глава СИБ. Это единственный участок из пяти, на котором еще не велись никакие работы.

В то время Валериу Дамиан был муниципальным советником от Демократической партии Молдовы – политформирования, которое на последних местных выборах поддержало примара Александру Ботнаря.

София Дамиан работает в Хынчештской ТКСС с 2012 года и с тех пор подает декларации об имуществе в Национальный орган по неподкупности (НОН). Земельный участок площадью 49 соток никогда не упоминался ни в одной из ее деклараций, как и в последней декларации ее мужа за 2018 год.

Валериу и София Дамиан

Согласно «Отчету об электоральных нарушениях на парламентских выборах 24 февраля 2019 года», подготовленному Избирательным блоком ACUM, по домашнему адресу супругов Дамиан временно прописались несколько человек, чтобы проголосовать на парламентских выборах 2019 года. «На участке 38/2 по дополнительным спискам «проголосовали» шесть человек; одна из избирательниц из Оргеева», – указывается в отчете.

В 2020 году Валериу Дамиан, будучи участником войны в Афганистане, получил от примэрии Хынчешт материальную помощь в размере трех тысяч леев «на покрытие расходов на лечение».

Сегодня 49 соток земли у леса уже не принадлежат супругам Дамиан. В ноябре 2021 года они подарили участок своему сыну.

Земля супругов Дамиан

Мы позвонили Софии Дамиан, чтобы спросить ее о земельном участке. Не выслушав до конца вопрос, она сказала: «Я не комментирую, и не отвечаю на такие вопросы». После этого, на вопрос о том, почему она не задекларировала землю, после долгой заминки чиновница ответила: «Я ее не задекларировала, потому что думала, что ее не нужно декларировать». Затем она положила трубку.

Согласно Закону о декларировании имущества и личных интересов, «субъекты декларирования обязаны […] декларировать имущество и личные интересы».
«Умышленное включение неполных или ложных данных, умышленное невключение данных в декларацию об имуществе и личных интересах  наказываются штрафом в размере от 400 до 600 условных единиц или лишением свободы на срок до 1 года с лишением в обоих случаях права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 до 5 лет».
  • Уголовный Кодекс РМ, ст. 352(1) [Ложные заявления в декларациях] п. 2.

Похоже, что семья Дамиан не случайно выбрала местоположение участка, который они приобрели в 2018 году. Через лес, буквально в нескольких десятках метров располагался еще один их земельный участок. Таким образом, новый участок примыкал к первому и у них даже есть въездные ворота. Речь идет об участке сельскохозяйственного назначения размером в 25 соток, который они купили у примэрии Хынчешт в октябре 2012 года. Согласно декларации об имуществе, земля обошлась супругам всего в 4000 леев. Но и  эта земля им больше не принадлежит. В 2020 году они подарили участок своей дочери.


rise-md-doneaza-yellow-ru

НАЧАЛЬНИК ПРОКУРАТУРЫ
Четверг, 25 июля 2019. Ремус Мороз, главный прокурор муниципия Хынчешты, приходит в примэрию для подписания договора купли-продажи, по которому он становится собственником земельного участка площадью 49 соток и, заодно, соседом главы СИБ в Хынчештах Анатолия Морару. Согласно данным из представленных в НОН деклараций об имуществе, эта покупка обошлось ему в 9600 леев.

На следующий день, в пятницу, он регистрирует приобретенный участок сельскохозяйственного назначения в Департаменте кадастра Агентства государственных услуг (АГУ).

Мороз тоже участвовал в аукционе, но землю получил не с первого раза.

Ремус МОРОЗ, прокурор: Один из владельцев участков, [который] купил в этом месте много лет назад, сказал мне: «Слушай, там, возле меня будет аукцион на один участок, и если тебе интересно, пойди и поучаствуй». Я пошел, принял участие в аукционе, но в первый раз не прошел, а уже во второй раз купил землю. […] Было пять человек [участников первого аукциона]. Насколько я понял, в аукционе участвуют одни и те же люди. Как я потом посмотрел, по ходу. Есть люди, которым это, в принципе, не нужно, но они идут и участвуют так, просто. Такая интересная схема. Второй раз я сделал доверенность на друга, и он пошел и принял участие вместо меня.

 

Участок Ремуса Мороз

Анализ спутниковых снимков показывает, что в августе 2020 года Мороз на своем участке уже построил дом, несмотря на то, что это земля сельскохозяйственного назначения и по закону на ней разрешено возводить только сельскохозяйственные постройки и «сооружения для приема туристов».

На кадрах, сделанных с помощью дрона, можно убедиться, насколько хорошо обустроился в Хынчештах имеющий кишиневскую прописку прокурор. Дом с панорамными окнами, расположеннный возле лесного массива, с террасой и выходом к лесу и украшенным кустарниками двором. Через калитку имеется доступ в лес, где за границей участка, то есть, на земле, ему не принадлежащей, возвышается некое сооружение, похожее на беседку.

Недвижимость в Хынчештах не зарегистрирована в АГУ, однако в двух последних декларациях об имуществе Мороз указал здание, на строительство которого получил разрешение.

«Винодельня» прокурора Мороз. Июль 2022 года

«Винодельня» прокурора Мороз. Июль 2022 года

Ремус Мороз: Я сразу авторизовал тендер, разрешение на строительство винодельни, и сразу начал строить. Все официально, разрешение на строительство получил, проект сделал, абсолютно все легально. С самого начала.
Репортер: Это винодельня, не дом?
Ремус Мороз: Нет, на землях сельскохозяйственного назначения ни при каких обстоятельствах нельзя строить.
Репортер: А что именно подразумевает винодельня?
Ремус Мороз: Ну нет, это на долгосрочную перспективу, сделать винодельню.
Репортер: Но там мы увидели дом, дом с окнами, со всем, и он закончен.
Ремус Мороз: Это [является частью] проекта. Абсолютно все входит в проект винодельни, которую мы построили.
Репортер: Но вы там не живете?
Ремус Мороз: Ну, время от времени, редко когда бываю. 

Что касается беседки в лесу, прокурор уверяет, что она ему не принадлежит, поскольку «общественная». «В лесу была беседка с незапамятных времен. Беседка общественная, кто хочет туда ходит. Ее практически реанимировали соседи, абсолютно все».

Ремус Мороз проработал в системе правосудия 23 года. Карьерный путь начал в 1998 году помощником прокурора Окницы. В 2004 году был назначен прокурором Кантемирской районной прокуратуры, а менее чем через полгода стал заместителем главного прокурора города Леова. В 2011 году его перевели в прокуратуру Хынчештского района, где через пять лет он стал исполняющим обязанности главного прокурора, а затем и главным прокурором. В течение 10 лет возглавлял Хынчештскую прокуратуру.
В апреле 2021 года переведен на должность врио главного прокурора Страшен. В настоящее время Мороз является прокурором Кишиневской прокуратуры, офиса Буюканы.

Уголовное дело
30 июня 2022 года. Антикоррупционная прокуратура (АП) сообщила, что провела обыск в доме, машине и загородном доме бывшего главного прокурора муниципия Хынчешты. Мороза подозревают в незаконном обогащении. Загородный дом, о котором сообщили в АП — это как раз та самая строящаяся «винодельня» Мороза у леса.

Ранее, в конце 2021 года НОН инициировал проведение юридического контроля над имуществом и личными интересами Мороза. Согласно протоколу, бывшая невестка Мороза купила в 2019 году автомобиль Mercedes GLC 250 модели 2018 года выпуска. Автомобиль обошелся женщине в 50 тысяч 460 евро, которых у нее официально не было, а задекларированный доход был намного меньше этой суммы.

Примечательно, что право пользования новым автомобилем получила семья Мороз. Более того, по данным Пограничной полиции, машина выезжала из страны только под управлением супругов Мороз. При этом автомобиль никогда не числился в декларации об имуществе государственного служащего.

Супруги развелись в 2020 году. Через год они поделили имущество. Прокурор оставил бывшей жене квартиру, гараж и офис.

Долги прокурора
Согласно последней декларации об имуществе, у прокурора Мороз есть долги в размере 1,4 миллиона леев. Самый крупный долг – 1,3 миллиона леев, которые он занял у одного бизнесмена. Деньги были предоставлены взаймы в 2021 году без процентов, и прокурор обязался вернуть их к 2025 году. Чтобы вернуть всю сумму, прокурор должен был откладывать всю свою зарплату в течение следующих четырех лет.

Ремус МОРОЗ, прокурор:Эти долги сформировались в последние годы, потому что у меня произошли некоторые изменения в личной жизни, которые я не хотел бы с вами обсуждать.

НАЧАЛЬНИК AUTOSALUBRITATE
Последний участок земли в этом районе принадлежит главе муниципального предприятия Regia Autosalubritate, Reparații si Amenajare (ARA). Свои полгектара Георге Ковас получил в августе 2019 года, заплатив за них больше всех – 10 тысяч 600 леев.

Стартовая цена земли составляла 8600 леев, поэтому на аукционе Ковас предложил еще две тысячи леев и стал ее полноправным владельцем.

Александру Ботнарь (справа) и Георге Ковас (слева). Фото: Фейсбук

Ковас тоже не смог получить землю на первом аукционе. «[На первом аукционе] Кто-то предложил огромную сумму, и я уступил. [Затем] Ему было отказано, и тогда был повторный аукцион. И уже во второй раз я купил», — рассказывает Георгий Ковас.

Что касается одинакового забора у соседей, то глава ARA Хынчешт говорит, что «кто-то начал, а потом мы сделали красиво, чтобы не выделяться, как это часто бывает. Знаете, как один дом в семи цветах. Мы сделали все в одном цвете, нормально так, красиво».

Ковас возглавлял ARA в Хынчештах с декабря 2013 года. До 2018 года он подавал декларации об имуществе в НОН. Иногда он декларировал свои активы,  иногда  не упоминал их в своих декларациях, но в последние три года он не подавал никаких деклараций.

Земельный участок Георге Коваса

„И ЧТО Я ДОЛЖЕН БЫЛ ДЕЛАТЬ? ОСТАНОВИТЬ АУКЦИОН?»
Мы спросили у примара Хынчешт, как так получилось, что полгектара земли, расположенной рядом с лесом, перешли из государственной собственности в собственность начальников различных органов.

Александру БОТНАРЬ, примар Хынчешт: А что, когда он приходит на аукцион, он предъявляет мне сертификат, что является руководителем госучреждения? И что я должен был сделать? Остановить аукцион только потому, что он начальник публичного ведомства?

Марчела ЗЭМОСТЯНУ

Редактор: Николае КУШКЕВИЧ
Фактчекинг: Думитру БАЧУ
Иллюстрация: Роман ФИЛИППОВ


Статья опубликована в рамках проекта RISE Moldova «Повышение подотчетности представителей системы правосудия посредством журналистских расследований» при финансовой поддержке посольства США в Молдове. Мнения, высказанные в проекте, принадлежат его авторам и не обязательно совпадают с мнением посольства США в Молдове.

rise-md-doneaza-yellow-ru


Переопубликование статей с www.rise.md допускается, но объемом не более 1000 символов. В обязательном порядке необходимо цитировать источник и автора информации, а в случае переопубликования информации веб-порталами необходимо проставлять и прямую гиперссылку на цитируемую на rise.md статью. Полное переопубликование возможно только при условии соглашения, заключенного с RISE Moldova. Материалы on-line платформы www.rise.md защищены Законом №139 об авторском праве и смежных правах, а также Деонтологическим кодексом журналиста Республики Молдова.

RISE LEAKS

КОММЕНТИРУЙ ЭТУ СТАТЬЮ