Несмотря на установленные Европейским союзом санкции, российский Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, известный и как Правфонд, продолжал переводить средства получателям во многих европейских странах, в том числе в Республике Молдова
Среди них была и журналистка Елена Пахомова, пользовавшаяся финансированием даже после включения российского фонда в список подсанкционных субъектов.
В отличие от Алексея Петровича, которому средства поступали через одну из его НПО (о чём мы писали в расследовании «Кто подпитывает кремлёвские нарративы в Кишинёве»), деньги Пахомова получала без учреждений-посредников — на свой счет как физическое лицо.
В 2024 и 2025 годах фонд утвердил ей финансирование на общую сумму 42 500 евро. Последний из профинансированных проектов всё ещё продолжается.
«Вы знаете, я не успеваю уследить за всеми международными санкциями», — прокомментировала Елена Пахомова.
Трансграничный проект #DragiCompatrioți (ДорогиеСоотечественники) вскрыл глобальную сеть влияния, которую Россия поддерживает на протяжении более десятилетия. Цикл опирается на почти 50.000 сообщений внутренней электронной переписки в рамках Правфонда — государственного фонда, который под предлогом правозащитной деятельности продвигал кремлевскую повестку, в том числе обеспечивал правовую поддержку предполагаемым шпионам, преступникам и пропагандистам.
ДИПЛОМ ОТ ПУТИНА И ОРДЕН ОТ ДОДОНА
За плечами Елены Пахомовой 27 лет работы в СМИ. Она была главным редактором телеканала «Первый приднестровский» в Тирасполе, программным директором на телеканале Publika TV, а до января 2023 года работала на «НТВ Молдова» — телеканале, аффилированном с депутатом Корнелиу Фуркулицэ.
В 2017 году бывший пророссийский глава государства Игорь Додон назначил ее главой Комиссии по СМИ Совета гражданского общества при президенте. Во время президентства Додона Пахомова сняла документальный фильм «История Молдовы», который историки критиковали за пропагандистское содержание, затем ее удостоили ордена Gloria Muncii.
Из отправленных в Правфонд документов мы узнали, что у Пахомовой есть и награды из Российской Федерации — памятная медаль и дипломом с подписью Владимира Путина. Знаки отличия вручены за координацию работы группы волонтеров для оперативного перевода на русский язык документов Комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Официальные данные, изученные RISE Moldova, показывают, что в 2023 году Пахомова работала пресс-секретарем ООО Moldovatransgaz SRL, а до конца 2024 года была «тест-аналитиком в области информационных технологий» (в соответствии с официальной должностью) в ООО Flacăra Albastră. Эти компании полностью принадлежат молдавско-российскому предприятию Moldovagaz.
ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА
В марте 2023 года Пахомова отправила в Правфонд электронное письмо, в котором просит «финансовую поддержку» для sobes.md —русскоязычного сайта, опирающегося на помощь волонтеров, как отмечалось в отправленном письме. Это случилось за пару месяцев до введения Европейским союзом санкций против Правфонда.
«Таким образом частично устраняю проблему ограничения в доступе к сведениям на родном языке о деятельности госучреждений, социальной поддержке, гарантированной своим гражданам Республикой Молдова», — говорится в электронном письме. Она также запрашивает подробности о возможности получения субсидий в качестве физлица. Это сообщение мы нашли в архиве, содержащем порядке 50 тыс. электронных писем Правфонда. Архив получили журналисты датского телеканала DR, которые поделились им с OCCRP и около 30 медиа-партнерами, в том числе с RISE Moldova.
Второе электронное сообщение появилось год спустя, где Пахомова направляет грантовую заявку. Она просит выделить 18 тыс. евро на период с апреля 2024 года по март 2025 года и намеревается все это время выпускать статьи и подкасты на социальные и юридические темы.
Сайт, которым управляет Пахомова, содержит в основном статьи информационного характера о льготах, которыми могут воспользоваться граждане, такими как пособия, медуслуги, образовательные предложения, статьи о новых правовых нормах или же пресс-релизы госучреждений, переведенные на русский язык.
Работа Елены Пахомовой, которую финансирует российский фонд, не сводится однако только к новостному сайту. Информация распространяется и на Telegram-канале sobes.md, у которого 339 подписчиков. Также она управляет Telegram-каналом, у которого насчитывается порядка 4 тыс. подписчиков. В одном из своих последних постов журналистка высказала возмущение по поводу решения Минобразования организовать в канун 9 мая в школах показ документального фильма “Сибирь на костях”(Siberia din oase), о котором она отозвалась следующим образом: «пропагандистский фильм о… депортациях». В другом посте, затрагивая тему депортаций, Пахомова оправдывает соответствующие действия и отмечает: «Можно наконец список кого за что сослали? Сколько умерло и по каким причинам? Сколько человек вернулось? Сколько осталось жить на местах депортации? Кто в каких условиях жил? С последующей чисткой рядов жертв депортаций от палачей при Холокосте, стукачей и прочей нечисти».
Среди гостей последних выпусков подкаста были корреспондент ТАСС в Молдове Валерий Демидецкий, депутат-социалист Богдат Цырдя, получатели средств от Правфонда Михаил Сидоров и Алексей Петрович.
ПОДДЕРЖКА ПОД УГРОЗОЙ САНКЦИЙ
Елена Пахомова обратилась с просьбой о выделении денег после того, как Правфонд и его исполнительного директора Александра Удальцова включили список санкций ЕС за «поддержку и осуществление действий и политики, подрывающей либо угрожающей территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины».
И речь не только о гранте в размере 18 тыс. евро, предоставленном в 2024 году. В соответствии с протоколом Управляющего совета Правфонда, составленном в апреле 2025 года, Елене Пахомовой утвердили дополнительную субсидию в размере 24.500 евро «для поддержки работы социально-правового сайта для российских соотечественников, проживающих в Молдове». Средства предназначены для обеспечение работы сайта до конца 2025 года.
Как утверждает адвокат Вадим Виеру, люди и организации, принимающие деньги от подсанкционных субъектов, подвергаются юридическим рискам: «от угрозы заморозки или закрытия банковских счетов до угрозы оказаться под вторичными санкциями, введенными третьими государствами».
Вадим ВИЕРУ: Существует угроза, что люди и организации, вступающие в подобные финансовые отношения, подвергнутся тщательной проверке, в том числе молдавскими властями ввиду международных обязательств Республики Молдова и сотрудничества с внешними партнерами в плане борьбы с отмыванием денег и незаконным финансированием. Хотя европейские санкции и не применяются автоматически на национальной территории, как показывает практика, молдавские власти стремятся добровольно подчиняться санкциям, введенным стратегическими партнерами, особенно когда существует угроза подорвать дипломатические отношения или внешние финансовые потоки.
Сама Елена Пахомова утверждает, что не может открывать банковские счета. «Наверное, я бы еще и больше занималась активной [прим. ред. – правозащитной] деятельностью, если бы моим организациям, ну, открывали счета.
Вот у меня, а я не знаю, сколько, год четыре, наверное, лежит заявление на открытие счета в молдавском банке»,— заявила журналистка в своем ответе RISE. То же самое сказал нам и руководитель Русского историко-патриотического клуба Алексей Петрович, который тоже «оформил подписку» на деньги Правфонда. По его словам, банк заблокировал ему счета, а новые он не может открыть. Подробности ЗДЕСЬ
Неясно, каким образом деньги попали к получателю. Теоретически, введенные санкции усложнили перевод Правфондом средств в Европу. Однако данные, найдены во внутренней электронной переписке российской организации, показывают, что за два года «подсанкционности» Правфонд отправил средства получателям по меньшей мере в 11 государствах ЕС, используя для этого самые разнообразные уловки — от отправки денег через банковские счета, принадлежащие третьим лицам, до элементарного поиска людей, готовых перевезти «наличку» за границу.

Страны ЕС, в которые Правфонд отправлял деньги после своего включения в список подсанкционных субъектов. Источник: OCCRP
В проекте годового отчета о работе фонда, отправленном российскому МИД в электронном сообщении в марте 2024 года, отмечается, что вопреки «трудностям для практической работы», вызванным санкциями ЕС, «пока удается решать вопросы в каждом конкретном случае, используя в т. ч. альтернативные и обходные варианты».
КАК ПРАВФОНД ОБХОДИЛ САНКЦИИ ЕС
Проведенное OCCRP расследование показывает, что после того, как в 2023 году оказался под санкциями Европейского союза, Правфонд продолжал финансировать бенефициаров в разных европейских странах, прибегая к различным способам обхода введенных санкций.Среди этих приемов были контрабанда наличностью – как в случае женщины из Эстонии, которую задержали при перевозке 10.000 евро наличными из России, и использование банковских счетов третьих лиц, в том числе надежных родственников или партнеров из-за пределов ЕС.
Кроме этих способов Правфонд прибегал для перевода средств также к сетям посредников и недостаточно регулируемым юрисдикциями.
Литовский адвокат получал деньги со счета в Панаме, а адвокаты из Греции просили переводить им платежи на счет в Дубае или же на банковские карты, принадлежащие третьим лица. В некоторых случаях посольства Российской Федерации и аффилированные организации были причастны к содействию переводам — они предлагали альтернативные решения, когда прямые каналы были перекрыты из-за санкций. Кроме того, отдельные бенефициары предложили фонду, чтобы им платили в том числе криптовалютой. (Узнайте больше подробностей ЗДЕСЬ)
Для обхода санкций Правфонд просил даже своих заявителей предлагать «схемы» перевода. К примеру, в сентябре 2023 года заявителю из Германии посоветовали, чтобы его брат снял деньги в России, поменял рубли на евро, затем лично доставил их в Европу.
«Я НЕ УСПЕВАЮ УСЛЕДИТЬ ЗА ВСЕМИ МЕЖДУНАРОДНЫМИ САНКЦИЯМИ»
Мы связались с Еленой Пахомовой, чтобы предоставить ей право на реплику насчет финансирования, полученного от организации, в отношении которой Евросоюз ввел санкции, и задали ей четыре вопроса. В аудиосообщении продолжительностью 21 минута она не упомянула Правфонд, хотя и не отрицала факт получения денег от него. Мы спросили, считает ли она законным принимать деньги от организации, оказавшейся под санкциями ЕС. «Я не успеваю уследить за всеми международными санкциями», — заявила Пахомова.
Пахомова уклонилась от ответа на вопрос, в курсе ли она связей между Правфондом и российским спецслужбами, зато рассказала, что уже много лет ее называли агентом разных структур. «Периодически пишут, что я там агент то МГБ, то КГБ, то СИБ-а, вот пишут. Ну и как бы тут я смотрю, у вас тоже ФСБ уже появляется».
Не нашлось у нее ответа ни на вопрос о том, представляла ли она налоговые декларации по полученным от Правфонда средствам. Журналистка однако поспешила нас заверить: «я точно всегда сдаю все налоговые отчетности».
Не преминули мы поинтересоваться и тем, связывались ли власти с ней по поводу денег, полученных от подсанкционного субъекта. И на этот раз ответ тоже был уклончивым: «Вы спрашиваете по поводу чего-то там СИБА, вот, или каких-то других органов, вообще обращались ли они ко мне. Они ко мне в свое время обращались. Но у меня характер крайне такой, самостоятельный, независимый, наверное. Обращались, […] когда одна встреча была, когда […] при правительстве создавали какой-то совет консультационный по СМИ, ну так его создавали, создавали, но не создали».
Мы попытались уточнить и спросили, каким образом она получала деньги от Правфонда, учитывая, что установление Евросоюзом санкций сильно усложнило процесс перевода денег получателям. Она попросила у нас документы, затем источник документов, но на вопрос так и не ответила.
КОРРЕСПОНДЕНТКА РОССИИ СЕГОДНЯ
Правфонд однако не единственный подсанкционный субъект, с которым сотрудничает Пахомова. С 2023 года журналистка работает в молдавском представительстве России Сегодня (Russia Today), которой принадлежит информагентство «Sputnik Молдова». Хотя СИБ заблокировал сайт Sputnik.md сразу же после российского вторжения в Украину за «продвижение информации, подстрекающей к ненависти и войне», Пахомова работает там корреспонденткой.
RISE Moldova писал ранее, что хотя Республика Молдова полностью присоединилась к международным санкциям, введенным США в отношении медийного холдинга Rossiya Segodnya, банковские счета его кишиневского представительства не были заблокированы властями.
Тоже в 2023 году Пахомова открыла и школу коммуникации, деятельность которой осуществлялась в Российском центре науки и культуры в Кишиневе. В начале нынешнего года, после того, как несколько дронов залетели в воздушное пространство Республики Молдова и упали на ее территории, власти объявили о решении закрыть Росцентр. «Мы очень ценим и русский язык, и русскую культуру, но когда такой центр работает на подрыв целостности и государственности Республики Молдова, подобные шаги можно понять. Особенно, когда начиненные взрывчаткой дроны ставят под угрозу жизнь наших сограждан»,— заявил тогда министр иностранных дел Михай Попшой.
Марчела ЗЭМОСТЯНУ
Редактирование на русском: Владимир ТХОРИК
Фактчекинг: Департамент фактчекинга редакции RISE Moldova